Из жизни студентов

Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова

Посвящение 2013


Диалектика студенчества

Студенты. Я думаю, на свете нет людей, столь сильно раздираемых противоречиями. Требуют от них одного, делать нужно другое, а хочется вообще третье. Студенчество, как этап в жизни человека, если студент толковый, требует больших умственных и волевых усилий, и приносит оно огромное множество самых разнообразных эмоций. Студенты НМК — вообще особый народ, и связано это, разумеется, с необыкновенной профессией, которой они овладевают — профессией музыканта.

А теперь — о противоречиях. Есть противоречия, имеющие элементарное материальное обоснование. Они основаны на том, что в любом государстве, где существует такая штуковина, как деньги (а Россия как раз относится к такого рода государствам), условия для людей, находящихся в стадии ученичества создаются чудовищные. Школа — это, конечно, другое, там детей содержат родители, а вот что делать студентам, у которых, бывает, за душой нет ни гроша? Пора ученичества крайне важна и от того, сколько времени человек потратит на овладение своим ремеслом, зависит вся его дальнейшая профессиональная деятельность. Теперь, если исходить из того, что в сутках 24 часа (большинство людей, кстати, считают, что так оно и есть), попробуем произвести простенький расчет: отнимем от 24 время, которое следует тратить на сон, на еду, на всякие другие необходимые мелочи, на взаимные приветствия со всеми знакомыми, а потом — вычтем время, которое надо потратить на то, чтобы себя прокормить. Вопрос: остаётся ли достаточно времени на обучение. Ответ: нет. Вот такое вот противоречие.

Есть противоречия другого рода — психологические. Современная наука утверждает, что, с точки зрения возрастной психологии, пора студенчества как раз совпадает с переходом человека на новый этап жизни, где основным объектом внимания становятся межличностные отношения. И вот, весну нашей чувственности мы просиживаем на парах, в библиотеке и т. д. Вроде бы и хочется, и колется, и гармонию надо делать. Так формируется невнимательное отношение к чувствам, чёрствость, грубость с окружающими, инфантильность. Нашего брата студента-музыканта спасает только то, что он может по роду деятельности своей находится в постоянной задушевной беседе на самые важные темы, с лучшими умами человечества на языке музыки. Проблема только в том, что настроится на этот диалог, на первых порах обучения, крайне сложно, да ещё — в том, что французский поцелуй с Бахом, или Генделем, Брамсом, или Берлиозом — это какой-то нонсенс и небывальщина…

Ну и, наконец, самые страшные противоречия. Они-то как раз касаются непосредственно претендентов на обладание творческой профессией, как никого другого. Чему обучаются студенты-музыканты? Музыке? Отнюдь: элементам техники, элементарным навыкам, технологическим приёмам, академическим установкам — ремеслу (для особо вдумчивых, склонных к сомнению читателей поясню: фразировка, стилистика, чувство формы, выразительность — всё технические навыки, их можно измерить, оценить и классифицировать). Что оценивает комиссия на экзамене? Степень владения всяческими навыками. Проблема, противоречие в том, что совершенствуя и оттачивая свою технику, мы забываем, зачем мы это делаем. Мы забываем восторженные глаза зрителей, овации, благодарности и вот эти самые мурашки, которые пробегают по коже, когда музыка по-настоящему звучит.

У этого последнего противоречия нет чёткого разрешения, одного для всех. Каждый, кто задумается над этим вопросом, должен сам найти ответ. Понимание его делает нас с вами, дорогие коллеги, настоящими ювелирами колье для принцессы по имени Мечта.

 


День студента

Рустам Сагдиев

Ласковый луч солнца, радостно закатившегося на крышу дома напротив, заскользил по моему лицу. Прошуршала под окном машина, на этот звук отозвалась метла дворника, затопали в ответ ранние пешеходы, захлопали крыльями птицы, — город проснулся. Всё испортил будильник. Это адское устройство сумело в один миг разрушить хрупкую прелесть утренней дрёмы. Я нехотя встал и отправился завтракать.

Будучи обычным студентом Новосибирского музыкального колледжа, я, тем не менее, везучий: я живу с родителями, и это даёт мне определённые преимущества. Семья есть семья, дом есть дом, чего уж тут объяснять. Намного тяжелее нашим иногородним студентам, которые вынуждены одновременно с учёбой много работать, кроме того, им приходится приезжать в колледж очень рано, чтобы успеть позаниматься.

После того, как под жарким трепещущим сердцем музыканта упокоился навечно горячий бутерброд, я отправился в колледж. На улицах, площадях, в переулках и подворотнях, — повсюду звучала Весенняя кантата для птичьего хора и капели. Мысли влекли в небеса, к земле тяготила тяжёлая сумка: толстенные клавиры, словари, кучи учебников, пачки нотных тетрадей и целые полчища карандашей — обычная ноша для нашего брата. Если утром побродить по улицам в районе центра, можно увидеть, как со всех концов города, в Музыкальный Колледж стекаются студенты. С инструментами за спиной, с пухлыми, готовыми лопнуть сумками, тихонько, на ходу, издающие разные странные звуки, и делающие непонятные пассы руками, они идут, погружённые в свои думы, учиться служению её величеству Музыке.

Иду и я.

Вот и начались занятия: тяжёлые и не очень, теоретические и практические, — разные, но всегда плодотворные, ведь преподавательский коллектив у нас — что надо! Учёба отнимает у студентов очень много времени: это не только и даже не столько работа в классе, сколько самостоятельная работа. Такова специфика учебного процесса в нашем колледже. Здесь, молодые музыканты в первую очередь должны овладеть самым главным для профессиональной деятельности — техникой, другими словами — ремеслом. Важность этого фактора подчёркивали как музыканты прошлых веков, так и современники (например, Галина Вишневская по поводу своей оперной студии). Без техники никакая музыкальность не поможет. Вот мы и овладеваем ремеслом. Оттачиваем его сутками, и нет этому ни конца, ни края.

Но сегодня — особенный день. Сегодня — праздник, а значит, будет концерт. Вот тут студенты, наконец, могут полноценно и с огромным удовольствием отдохнуть вместе. В этом году таких событий случилось немало: яркое «Посвящение в студенты», новогоднее юмористическое шоу «Минута славы», праздничная программа ко дню Святого Валентина, студенческая первоапрельская «Юморина» — вот наиболее яркие из недавних мероприятий. Их все ждут, к ним активно готовятся. И вот начинается концерт! Студенты, которые в обычные дни и даже по выходным не собираются большими компаниями, набиваются шумной толпой в наш Большой зал и наслаждаются общением! И каких только номеров тут нет — смешные и серьёзные, простые и трогательные, удачные и не очень — все они содержат то важное, чего нам зачастую так не хватает в нашей повседневной студенческой жизни — Творчество! Студенты экспериментируют, преображаясь на глазах: вот выходят на сцену серьёзный вокалист и не менее серьёзная пианистка, и, что вы думаете?.. играют вдвоём на ложках! Браво!

Концерт окончен. Свежие воспоминания о свершившихся только что чудесах неистово роятся в голове, и кажется, будто сам воздух напитался чем-то сладким и лёгким. Теперь — дискотека. Я знаю, что здесь тоже будет интересно. Но я пойду домой. Покой и гармония, поселившиеся в моей душе после концерта, требуют покоя и гармонии снаружи… и ноги сами ведут меня домой. Я знаю, нас ждут новые уроки и новые концерты, новые победы и новые поражения, новое ремесло и новое искусство, и ко всему мы — студенты Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, готовы и мы всё сможем! Я иду, и никто не видит моего задумчивого студенческого лица — только луна, мигающая из-за сизых вечерних туч жёлтым кошачьим глазом…

 


Одиннадцать строк

Филипп Ганский,

от имени всей команды авторов

стенда «Одиннадцать строк»

«Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
только ему, безраздумно, бесцельно…»

(В.Брюсов)

В феврале 2009 года мы, группа студентов II курса фортепианного и теоретического отделений, во главе с преподавателями Татьяной Михайловной Фоминых и Еленой Петровной Подъельской, задумали запустить проект, идея которого вынашивалась давно. После недолгих совещаний было решено организовать регулярный (2 раза в месяц) выпуск газеты в виде стенда. Таким образом у нас появлялась уникальная возможность рассказывать о наших интересах и увлечениях, делиться мыслями и чувствами, поднимать и обсуждать волнующие нас проблемы жизни и творчества. Эта газета получила название «Одиннадцать строк».

Подготовка первого выпуска началась немедленно и проходила в жаркой творческой атмосфере. Настроение у участников было приподнятое — мы активно подбирали материал и очень хотели, чтобы наш дебют был ярким и запоминающимся. Мы стремились затронуть людей «за живое», раскрыть их глаза на то, о чём они, может быть, не задумываются, заставить их «проснуться». Это должно было быть, по нашему мнению, как гудок сирены, как удар по массовому сознанию.

Через две недели уже была готова доска стенда с заголовком и надписями рубрик. Повесить её решили на втором этаже, где бывают абсолютно все студенты нашего колледжа, так что это показалось нам вполне оправданным стратегическим решением. К этому времени все материалы были готовы и вечером, 3-го марта, мы оформили первый выпуск стенда. Он получился очень пёстрым, красивым и предельно содержательным. Мы, конечно, очень волновались — как примут нашу работу читатели? Действительно, она вызвала сильный общественный резонанс, как среди студентов, так и педагогов. Но главное, все признали, что этот «первый блин» получился далеко «не комом»!

Теперь, подробнее о содержании стенда и его авторах. Во время разработки проекта самым главным было создание рубрик, которые должны были всегда оставаться интересными, живыми и актуальными. Первой появилась рубрика «Колонка редактора», которую ведут Татьяна Михайловна Фоминых (Tamina) и Елена Петровна Подьельская. Этот раздел нашей газеты может быть посвящён самым разным темам, но главное намерение авторов — представить читателям уникальный опыт «искусства жизни» выдающихся людей (всех времён и народов), показать, как удавалось человеку, иногда вопреки обстоятельствам, «построить» собственную личность и добиться максимального раскрытия её возможностей в творчестве. В каждом выпуске эта рубрика — мощное вступление, задающее тон всему номеру!

Далее родилась рубрика «Кино», которую ведёт студентка II курса фортепианного отделения Ксения Матасова (KS). Ксения предлагает нам не только познакомиться с творчеством выдающихся и, бесспорно, гениальных режиссеров, таких как Эмир Кустурица, Роман Поланский, Ларс фон Триер, Джим Джармуш и др., но и «копнуть глубже». Она призывает нас задуматься о тех актуальных, иногда даже «тяжёлых» темах, которые подняты в том или ином фильме, глубоко прочувствовать их и понять, «о чём же всё-таки пытается докричаться до нас автор».

Совершенно спонтанно появилась рубрика «Горячие Новости» — наша самая непредсказуемая, универсальная и немного нейтральная страница. У неё нет хозяина — это наша общая площадка, которая представляет вниманию читателей самые яркие, запоминающиеся ключевые события в истории искусства. Мы освещали здесь открытие ранее неизвестного сочинения И. С. Баха, обнаружение когда-то потерянного портрета Анны Ахматовой (кисти Модильяни), а также творческие поиски Аллы Сигаловой. Всё это вызывало неподдельный интерес у наших читателей.

Затем, был придуман раздел «Флорестан и Эвзебий рассказывают…», который совместно ведут студентка II курса фортепианного отделения Мане Давтян (Мане) и студентка II курса теоретического отделения Дарья Нехаева (Дашу). Эта рубрика проливает свет на судьбы ярчайших людей своего времени, оставивших неизгладимый след в истории культуры. Среди них и Амедео Модильяни, и Вера Холодная, и Владимир Высоцкий и многие другие.

После этого возник замысел двойной рубрики «Вчера и сегодня», которую ведёт студент II курса фортепианного отделения Филипп Ганский (Paradise). Вот как он сам характеризует своё детище: «Меня всегда привлекало что-то „пограничное“, серьёзное, яркое и „душещипательное“. Для меня моя рубрика — хорошая возможность проявить себя. Мне нравится работать на достаточно большую массу людей, и не важно, кто как отреагирует, главное, чтобы это трогало. „Вчера и сегодня“ успешно балансирует на грани прошлого и настоящего.

Доминирующими темами здесь являются археология и современная музыка. В своей рубрике я преследую цель как можно полнее раскрыть вечные темы любви, свободы, предательства и счастья, человеческих взаимоотношений и познания себя. Монументальное и великолепное наследие Древнего Египта плавно перетекает в анализ звучаний Мадонны, а непостижимое творчество Марины Цветаевой — в бурный поток сознания. Не знаю, насколько хорошо я всё это делаю, но если кто-нибудь после прочтения моей рубрики почувствует в себе что-то новое, то моя мечта будет исполнена. (Во „Вчера и сегодня“ нет ничего материального… здесь — любовь»)

Интересную рубрику «Современная живопись и фото» взялась вести студентка II курса фортепианного отделения Ольга Колесникова (Helga). Оля мастерски водит нас по беспредельному пространству сюрреализма, импрессионизма и других напревлений живописи. Она говорит о своей рубрике следующее: «Я считаю, что каждый уважающий себя музыкант должен разбираться в живописи и знать великие полотна. В моей рубрике я рассказываю вам о таких гениальных художниках, как Иероним Босх, Герхард Рихтер, Амедео Модильяни, помогаю вам увидеть мир черно-белых кадров глазами великой женщины-фотографа Тины Модотти, знакомлю с фотографом Бернардо Торренс и многими другими».

Последней была придумана рубрика «Социологический опрос», которая полностью во власти двух студенток II курса фортепианного отделения Анастасии Бебешко и Алины Осиповой. Этот, самый живой, раздел газеты является кульминационной точкой всего стенда! Он сообщает ей интерактивный характер, дает возможность непосредственного общения и разнообразия. Контингент опрашиваемых людей самый разный — это и студенты нашего колледжа, и преподаватели, и просто люди «с улицы». Диапазон задаваемых вопросов очень широк, начиная от «даты последнего похода в Оперный театр» и заканчивая «темами свободы». Один из самых оживленных опросов проводился по теме: «Кто Ваш любимый или нелюбимый композитор и почему?». Приведём, к примеру, ответ одного из студентов II курса фортепианного отделения колледжа: «Любимый композитор — Д. Д. Шостакович. Прочитав все его письма, я смог понять личность Шостаковича достаточно хорошо. Это был человек необычайной глубин и, неисчерпаемого благородства. Его произведения являются воплощением всеобъемлющей силы любви и неиссякаемой долины слёз. Я люблю музыку Шостаковича за её серьёзность, многоплановость и реалистичность. Меня завораживает „калейдоскопичность“ цветовых решений музыкальной ткани. Его произведения ритмически заострены —- это побуждает людей к действию, не обязательно к внешнему, скорее, к внутреннему, к осознанию. Мне нравится его фирменное „падение“ в бемоли, особенно ярко я это чувствую в Прелюдии и Фуге № 14 es-moll. Его музыка крайне автобиографична. Я считаю, что музыка должна являть собой именно отражение реальности, показывать всю изнанку жизни, и Шостаковичу это удалось в полной мере».

А вот комментарий преподавателя фортепианного отделения колледжа Евгении Михайловны Мерной из опроса на тему «Что для вас свобода? Нужны ли художнику рамки?»:

«Свобода — это поиск и получение ответов на свои внутренние вопросы (духовные, социальные или личные). Когда я преподаю, я по-другому осознаю свободу, для меня она, прежде всего — самореализация ученика… Свобода в педагогике — возможность творчества с учеником, с опорой на его личность, чтобы не было никаких лекал, не шло как по рельсам. Личная свобода для каждого человека, который мыслит, — это умение решать свои внутренние проблемы. Постановка вопросов важна, и когда находится решение — это просто здорово! А если что-то мешает получению ответа — это и есть несвобода. Нужны ли рамки? „Пути Господни неисповедимы“. Много художников творили в борьбе. Стремление к свободе порождает творческие победы. В буддизме есть фраза: „Важен не результат, а процесс“. Очень многих творцов этот принцип возвёл на пьедестал, например Бетховена. Но были и такие, у которых после обретения свободы опускались руки, в частности, Рахманинов, на которого сильно повлияла революционная обстановка в России. Он эмигрировал в Америку, получив свободу, материальное благополучие, признание и известность, но на чужбине у него опустились руки…».

Мы выпустили уже пять номеров нашей газеты, а сейчас активно готовим шестой. В пятом, юбилейном выпуске, мы составили все материалы на одну общую тему: «Свобода», с эпиграфом: «Заткните Музу,…если сможете!». В этом выпуске мы рассказали о художниках, которым приходилось творить в условиях несвободы, о людях, тяготеющих к «неземному», но вынужденных всю жизнь бороться с «до боли приземлёнными обстоятельствами». Этот выпуск получил самые высокие оценки со стороны читателей, мы подняли нашу планку достаточно высоко, и собираемся установить ее ещё выше, ведь попыток впереди ещё уйма. И мы не собираемся останавливаться — будем продолжать нашу борьбу за знания, свободу, культуру и любовь!

 


Нас мало и нас всё меньше…

Татьяна Шульга

«Нас мало, и нас все меньше…
А самое страшное — что мы врозь.
Но из всех экзаменов и прочих зачетов
нас вывозит АВОСЬ!»

Так начиналась когда-то песня, спетая дирижерами нынешнего третьего курса на посвящении в студенты. (Об этом мало кто знает, так как это посвящение носило камерный характер, и проводилось на дирижерско-хоровом отделении). Строчка из песни переросла масштаб отделения, и стала поэтическим воплощением происходящих в колледже событий.
«Нас мало, и нас все меньше…»

С каждым годом к стенам этого святилища муз приходит все меньше восторженных почитателей, еще меньшая часть осмеливается войти в храм искусства, и совсем небольшой процент выпускается из этих стен. Поскольку у меня нет возможности обратиться к абитуриентам, обращаюсь со следующим щекотливым вопросом к будущим и нынешним выпускникам: если вы, почти сформированные профессионалы, решите сменить профессию, носящую гордое название «МУЗЫКАНТ» на гораздо более финансово состоятельную и менее проблематичную (как вариант — менеджер широкого профиля), не будете ли вы в будущем рыдать в подушку кровавыми слезами, когда подойдя к некогда родному инструменту, вдруг обнаружите, что пальцы потеряли гибкость, голос не звучит, и вообще, вы забыли музыку! Мышление топ-менеджера основано на графиках, схемах, цифрах, и очень сильно отличается от мышления художника: ваша голова, забитая отчетами, доносами и бизнес-планами просто не вспомнит, как же вы создавали Музыку… Подойдя к шикарному «Бехштейну» в своей вилле где-нибудь на Мальте, вы поймете, что уже не в силах сотворить НПИ (Настоящее Произведение Искусства). И вот в чем вопрос: стоит ли творческое самоубийство этих денег? И КАКИХ денег оно стоит? Или оно стоит положения в обществе? Или звания? (Кстати, если хочется звания: Пол Маккартни за выдающийся вклад в развитие музыки был возведен в рыцарское звание.)
Но вернемся к цитате: «Но из всех экзаменов и прочих зачетов нас вывозит АВОСЬ!» (Средний раздел я прокомментирую позже).

С грустью хочется заметить, что классический музыкант-профессионал в сегодняшнем обществе становится раритетом, а вскоре может стать рудиментом социума, который просто отпадает за ненадобностью. Новые идеалы, новые ценности, новое мышление, как итог — новая музыка. И тут же возникает еще один печальный вопрос — об актуальности классической музыки в современном мире… Но данный вопрос оставим открытым.

И, наконец, главное: «А самое страшное — что мы врозь…».

Эта часть цитаты имеет весьма опосредованное отношение к родному колледжу: проблема индивидуализации и автономизации, разъедающая современное общество, по-другому выглядит в среде музыкантов. Конечно, каждый, считающий себя профессионалом, или стремящийся стать таковым, сам шлифует свое исполнительское мастерство, НО: если у кого-либо возникает достойный внимания и исполнения на сцене проект, он всегда сможет найти помощников для его воплощения. Я сама в этом году неоднократно сталкивалась с этой проблемой — поиском хороших исполнителей, и, что приятно, люди, к которым я со товарищи обращалась, оказывались очень отзывчивыми и легко соглашались поучаствовать в наших «дерзновенных прожектах», при чем не просто поучаствовать, а потратить свое личное время на репетиции. Пока существует музыка, проблема индивидуализации нам не страшна! Подготовка к концертам, да и любое совместное творчество сближает, участники мероприятий лучше узнают друг друга, учащихся других отделений. При должной подготовке и сплоченной команде активистов студенты в состоянии создавать действительно оригинальные и достойные выступления, что и было показано на капустниках «Посвящение в студенты», «Бабий бунт», «Юморина», «День всех влюбленных», на новогоднем капустнике.

Коллективное творчество способствует обретению новых друзей, иногда — появлению новых интересов, но всегда и выступающие, и зрители получают огромное количество новых впечатлений и положительных эмоций!


© 2017 Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова