Требования к вступительному экзамену

Требования к вступительному экзамену творческой направленности

53.02.03 Инструментальное исполнительство:

ФОРТЕПИАНО

ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (скрипка, альт, виолончель, арфа*, контрабас*)

ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, туба, ударные инструменты)

ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА (баян, аккордеон)

ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА (домра, балалайка, гитара)

53.02.04 Вокальное искусство

53.02.05 Сольное и хоровое народное пение:

СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

53.02.06 Хоровое дирижирование

53.02.07 Теория музыки

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады:

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА (фортепиано)

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА (гитара, электрогитара, бас-гитара)

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА (саксофон, труба, тромбон, ударные инструменты)

ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ

53.02.03 Инструментальное исполнительство
ФОРТЕПИАНО

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) одно полифоническое произведение трех- четырехголосного склада;
б) два этюда на различные виды техники;
в) одно произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта);
г) одну пьесу кантиленного характера;
д) прочитать с листа пьесу трудности 4-5 классов ДМШ.
Экзаменационная комиссия может вводить в качестве дополнительного раздела экзамена исполнение гамм и арпеджио.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4, 6/8), ритмические трудности в виде междутактовых и внутритактовых синкоп, триолей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта содержит скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, отклонения в родственные тональности.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и VII7 в основном виде с разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и VII7 с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 68. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
• 3. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и вводные септаккорды с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением, вводные септаккорды. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды. Делать энгармоническую замену интервалов с последующим разрешением диссонансов в консонансы и определением тональности. Разрешать диссонирующие аккорды с определением тональности;
6. Строить хроматические мажор и минор, определять родственные тональности.

ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(скрипка, альт, виолончель, арфа*, контрабас*)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Скрипка, альт, виолончель
а) одну 4-х октавную гамму (двойные ноты полностью);
б) одно произведение крупной формы;
в) два этюда на различные виды техники;
г) две разнохарактерные пьесы.

Контрабас
а) одну гамму;
б) один этюд;
в) две разнохарактерные пьесы или несложное сочинение крупной формы

Арфа
а) одну гамму до 4-5 ключевых знаков в умеренном движении и большие арпеджио с чередование рук
б) один этюд
в) две разнохарактерные пьесы.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4, 6/8), ритмические трудности в виде междутактовых и внутритактовых синкоп, триолей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта содержит скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, отклонения в родственные тональности.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и VII7 в основном виде с разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и VII7 с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 68. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и вводные септаккорды с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением, вводные септаккорды. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды. Делать энгармоническую замену интервалов с последующим разрешением диссонансов в консонансы и определением тональности. Разрешать диссонирующие аккорды с определением тональности;
6. Строить хроматические мажор и минор, определять родственные тональности.

*Поступающие на арфу и контрабас сдают вступительные испытания по сольфеджио и музыкальной грамоте по требованиям для оркестровых духовых и ударных инструментов.

ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба,
тромбон, туба, ударные инструменты)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) гаммы до двух знаков;
б) пять этюдов по нотам;
в) часть концерта (сонаты) – I часть или II и III части;
или две разнохарактерные пьесы;
г) чтение с листа.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального мажора и трех видов минора. Мелодия диктанта может включать движение по звукам аккордов (T, S, D с обращением) и несложные скачки с заполнением.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, включая тритоны с разрешением в тональности;
• Главные трезвучия и D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх: простые интервалы; тритоны (желательно с определением тональности и разрешением);
• От данного звука вверх мажорное и минорное трезвучия и их обращения, D7 с обращением (желательно с определением тональности и разрешением);
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит четное деление длительностей, пунктирный ритм.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (мажорное и минорное трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, главные трезвучия и D7 c обращением);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
(баян, аккордеон)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) один этюд;
б) одно полифоническое произведение;
в) одно произведение крупной формы;
г) одну пьесу;
д) обработку народной песни.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, дик-тант исполняется 10-12 раз. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4), рит-мические трудности в виде простейших синкоп, триолей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использо-ванием гармонического мажора, трех видов минора. Мелодия диктанта может включать движение по звукам аккордов (T, S, D с обращением) и несложные скачки с заполнением.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и с последующим опре-делением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 2-х ключевых знаков включительно в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия основана на поступенном дви-жении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, простейшие синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и сту-пени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, ув.2 и ум.7, главные трезвучия и D7 c обращением);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (3 – 4 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккор-ды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
(домра, балалайка, гитара)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) две двухоктавные гаммы (мажорную, минорную) и арпеджио в умеренном движении;
б) один этюд;
в) две разнохарактерные пьесы.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального мажора и трех видов минора. Мелодия диктанта может включать движение по звукам аккордов (T, S, D с обращением) и несложные скачки с заполнением.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, включая тритоны с разрешением в тональности;
• Главные трезвучия и D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх: простые интервалы; тритоны (желательно с определением тональности и разрешением);
• От данного звука вверх мажорное и минорное трезвучия и их обращения, D7 с обращением (желательно с определением тональности и разрешением);
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит четное деление длительностей, пунктирный ритм.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (мажорное и минорное трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, главные трезвучия и D7 c обращением);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

53.02.04 Вокальное искусство

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) исполнить на память два-три произведения русских, советских или зарубежных композиторов (песню, романс, легкую арию):
б) прочитать на память стихотворение, басню или отрывок из художественной прозы.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени в тональностях до двух ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и в основном виде с разрешением в то-нальности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
2. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы (ум.7 и ув.2), главные трезвучия и D7 c обращением);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением.

53.02.05 Сольное и хоровое народное пение
СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
1. Исполнить два произведения (песни) в разных жанрах: одно произведение – a capella, второе – с элементами танцевальных движений.
2. Выразительно прочитать стихотворение, басню, отрывок из прозы и т.д.
3. Ориентироваться в вопросах:
1) музыкальная жизнь города, страны.
2) известные фольклорные коллективы города и страны, их концертная дея-тельность; хоровые коллективы
3) вопросы о литературе, живописи.

Примечание:
Исполняемые произведения должны отражать музыкальные певческие традиции той или иной местности или представлять собой аранжировку, обработку народной песни или авторское сочинение для исполнения в народной певческой манере.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени в тональностях до двух ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и в основном виде с разрешением в то-нальности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
2. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы (ум.7 и ув.2), главные трезвучия и D7 c обращением);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением.

ФОРТЕПИАНО
Исполнить:
а) один этюд;
б) полифоническое произведение;
в) одно произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта);
г) одну пьесу кантиленного характера.
д) прочитать с листа пьесу трудности 4- 5 классов ДМШ.
Экзаменационная комиссия может вводить в качестве дополнительного раздела экзамена исполнение гамм и арпеджио.

ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
1. Исполнить одно произведений (песню) a capella
2. Выразительно прочитать стихотворение, басню, отрывок из прозы и т.д.
3. Ориентироваться в вопросах:
1) музыкальная жизнь города, страны.
2) известные фольклорные коллективы города и страны, их концертная деятельность; хоровые коллективы
3) вопросы о литературе, живописи

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени в тональностях до двух ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и в основном виде с разрешением в то-нальности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
2. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы (ум.7 и ув.2), главные трезвучия и D7 c обращением и);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы (ум.7 и ув.2) с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением.

ФОРТЕПИАНО
Исполнить:
а) один этюд;
б) полифоническое произведение;
в) одно произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта);
г) одну пьесу кантиленного характера.
д) прочитать с листа пьесу трудности 4- 5 классов ДМШ.
Экзаменационная комиссия может вводить в качестве дополнительного раздела экзамена исполнение гамм и арпеджио.

53.02.06 Хоровое дирижирование

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
1. Продирижировать два произведения (песни). Одно без аккомпанемента – a capella, второе с аккомпанементом – различные по характеру (маршеобразное, певучее).
2. Исполнить (спеть) под собственный аккомпанемент или с концертмейстером любое произведение вокального жанра (романс, песню) можно из дирижируемого репертуара.
3. Выразительно прочитать стихотворение, басню, отрывок из прозы и т.д.
4. Ответить на вопросы собеседования, связанные с:
а) музыкальной жизнью города, страны;
б) выдающимися хоровыми коллективами города и страны;
в) вопросами о литературе, живописи.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4, 6/8), ритмические трудности в виде междутактовых и внутритактовых синкоп, триолей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта содержит скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, несложные отклонения в родственные тональности.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и VII7 в основном виде с разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и VII7 с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и вводные септаккорды с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7);
• Небольшую гармоническую последовательность (4 – 6 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы с раз-решением, главные трезвучия и D7 с обращением, вводные септаккорды. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды. Делать энгармоническую замену интервалов с последующим разрешением диссонансов в консонансы и определением тональности. Разрешать диссонирующие аккорды с определением тональности.

ФОРТЕПИАНО:
Исполнить:
а) один этюд;
б) полифоническое произведение;
в) одно произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта);
г) одну пьесу кантиленного характера.
д) прочитать с листа пьесу трудности 4- 5 классов ДМШ.
Экзаменационная комиссия может вводить в качестве дополнительного раздела экзамена исполнение гамм и арпеджио.

53.02.07 Теория музыки

ФОРТЕПИАНО
Поступающий должен исполнить:
а) один этюд;
б) полифоническое произведение;
в) одно произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта);
г) одну пьесу кантиленного характера.
д) прочитать с листа пьесу трудности 4- 5 классов ДМШ.
Экзаменационная комиссия может вводить в качестве дополнительного раздела экзамена исполнение гамм и арпеджио.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант повышенного уровня сложности в объеме 8-ми тактов. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые и сложные размеры (2/4, 3/4, 4/4, 6/8), ритмические трудности в виде междутактовых и внутритактовых синкоп, триолей, пунктирного ритма, групп с шестнадцатыми. Мелодия диктанта содержит скачки с заполнением, вспомогательные и проходящие хроматизмы, отклонения в родственные тональности.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (три вида минора и два вида мажора) и отдельные ступени;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением, VII7 и II7 в основном виде с разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением, VII7 и II7 в основном виде с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, синкопы, группы с шестнадцатыми, паузы.
3. Определить на слух:
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и вводные септаккорды с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, характерные интервалы, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7 и II7);
• Небольшую гармоническую последовательность (6 – 8 аккордов) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
Устный ответ
1. Знать принятые правила и знаки нотации, буквенные обозначения звуков и тональностей, названия октав на фортепианной клавиатуре; читать ноты в скрипичном и басовом ключах;
2. Знать основные виды метра и размеров. Группировать длительности в простых размерах;
3. Знать квинтовый круг тональностей, параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
4. Строить, определять и играть на фортепиано в тональности: два вида мажора и три вида минора, диатонические интервалы, включая тритоны и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия и D7 с обращением, вводные септаккорды. Определить тональность по данной ступени. Разрешить заданные тритоны и характерные интервалы с указанием тональностей;
5. Строить, определять и играть на фортепиано вне тональности: простые интервалы, все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды. Делать энгармоническую замену интервалов с последующим разрешением диссонансов в консонансы и определением тональности. Разрешать диссонирующие аккорды с определением тональности;
6. Строить хроматические мажор и минор, определять родственные тональности.

Письменная работа:
1. Транспозиция заданной мелодии двумя способами (например, посредством смены ключа и на хроматический полутон);
2. Построение от заданного звука интервалов и аккордов;
3. Энгармоническая замена одного из тонов интервала, определение и разрешение в возможные тональности;
4. Определение и разрешение в возможные тональности диссонирующих интервалов и аккордов;
5. Построение и разрешение в заданной тональности характерных интервалов и тритонов;
6. Построение аккордовой последовательности в заданной тональности;
7. Запись мелодии в правильной группировке;
8. Построение звукоряда лада (например, хроматической гаммы).
Время написания работы – 45 минут.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Письменная работа – анализ небольшого (3-5 мин.) незнакомого музыкального произведения на слух. Время выполнения задания – 45 минут, в течение которых произведение прослушивается 3 раза. В письменной работе абитуриент определяет:
а) характер музыки, её образный строй;
б) круг средств музыкальной выразительности;
г) форму музыкального произведения;
д) стиль (эпоха, направление, композитор).

2. Устный ответ по экзаменационному билету – рассказ о творчестве какого-либо композитора . В ходе устного ответа демонстрируются:
а) владение информацией о жизни и творчестве композитора (на уровне музыкальной школы);
б) наличие общее представление о стиле композитора, содержании творчества, его значении в истории музыки;
в) знание музыки этого композитора (охарактеризовать, спеть, сыграть темы).

3. Рассказ о музыкальном произведении из курса музыкальной литературы ДМШ (ДШИ). Это задание готовится абитуриентом заранее, в домашних условиях. Произведение выбирается из предложенного списка. Анализ произведения осуществляется по нотам и включает в себя:
а) знание фактов о жизни и творчестве композитора, историю создания данного произведения;
б) характеристику образного строя произведения (как в целом, так и отдельных его тем):
– рассказ о средствах музыкальной выразительности;
– определение формы и прослеживание развития музыкального материала;
в) иллюстрирование ответа музыкальными примерами (на фортепиано или голосом).

4. Собеседование, определяющее общий уровень культуры абитуриента – круг его интересов, знаний и способностей в различных сферах деятельности (живопись, литература, вокал, сочинение музыки или стихов, хореография, компьютер и т. д.; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей)

Список композиторов для устного ответа по экзаменационному билету:
1. И.Гайдн
2. В.Моцарт
3. Л.Бетховен
4. Ф.Шуберт
5. М.Глинка
6. А.Бородин
7. П.Чайковский

Список произведений для заранее подготовленного рассказа:
1. И.Гайдн Соната D-dur (или другая, которая изучалась в школе)
2. И.Гайдн Симфония № 103 (с тремоло литавр)
3. В.Моцарт Соната № 11 A-dur (или другая, которая изучалась в школе)
4. В.Моцарт Симфония № 40 g-moll
5. Л.Бетховен Соната № 8, № 14 (или другая, которая изучалась в школе)
6. Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт»
7. Ф.Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»)
8. А.Бородин Симфония № 2
9. П.Чайковский Симфония № 1
10. С.Прокофьев Симфония № 7

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА
(фортепиано)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
а) два этюда на различные виды техники,
б) полифоническое произведение трех-четырехголосного склада,
в) произведение крупной формы (рондо, вариации, одну-две части сонаты или концерта),
г) две разнохарактерные эстрадно-джазовые пьесы.
Экзаменационная комиссия может ввести в качестве дополнительного раздела экзамена /по фортепиано/ исполнение гамм и арпеджио.
СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов в тональности до 2-х ключевых знаков включительно. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, простейших синкоп, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального и гармонического мажора и трех видов минора.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 24, 34, 44. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, простейшие синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и VII7 с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, ув.2 и ум.7, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7 в основном виде);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА
(гитара, электрогитара, бас-гитара)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
По классу гитары и электрогитары /исполнить разными способами звукоизвлечения- плектором или пальцами/:
а) две двухоктавные гаммы /мажорную и минорную/ до 3-х знаков в ключе в двух вариантах аппликатуры, арпеджио – в умеренном движении /способ звукоизвлечения – традиционно принятый для домры/;
б) отдельные аккорды /трезвучия, аккорды с добавленной секстой и ноной, секстаккорды мажора и минора, Д7, ум.VII7, II7 четвертями в двух-трех расположениях;
в) классическую пьесу или часть циклического произведения в сопровождении фортепиано для тех, кто владеет классическим звукоизвлечением;
г) две разнохарактерные пьесы;
д) две эстрадно-джазовые пьесы.

По классу бас-гитары /исполнить разными способами звукоизвлечения- плектором или пальцами/:
а) две двухоктавные гаммы /мажорную и минорную/ и арпеджио до трех ключевых знаков в умеренном движении,
б) два разнохарактерных этюда /технический и ритмо-стилистический/,
в) классическую пьесу или часть циклического произведения,
г) одну эстрадно-джазовую пьесу.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов в тональности до 2-х ключевых знаков включительно. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, простейших синкоп, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального и гармонического мажора и трех видов минор.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 24, 34, 44. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, простейшие синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и VII7 с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, ув.2 и ум.7, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7 в основном виде);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА
(саксофон, труба, тромбон, ударные инструменты)

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

По классу духовых инструментов /саксофон, тромбон, труба/:
а) две гаммы /dur и moll/ до 3-х ключевых знаков стаккато и легато в умеренном движении и арпеджио;
б) один этюд;
в) две разнохарактерные пьесы /в том числе кантиленного характера/ или части циклического произведения;
г) одну эстрадно- джазовую пьесу.

По классу ударных инструментов /ксилофон или вибрафон/:
а) две гаммы /dur и moll/ до 3-х ключевых знаков и арпеджио /умеренно/;
б) один этюд;
в) две разнохарактерные пьесы /одну – эстрадно-джазовую/.

Исполнить на ударной установке:
а) основные технические приемы /одиночные и двойные удары, ритмические комбинации/;
б) полиритмический этюд /на совместную работу рук и ног/;
в) небольшое соло /6- 8 тактов/;
г) 3- 4 разновидности фактуры аккомпанемента в эстрадно-танцевальной и джазовой музыке .

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов в тональности до 2-х ключевых знаков включительно. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, простейших синкоп, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального и гармонического мажора и трех видов минора.
2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 24, 34, 44. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, простейшие синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и VII7 с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, ув.2 и ум.7, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7 в основном виде);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.

ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
– спеть 2-3 произведения, 1 из них – джазовое.

СОЛЬФЕДЖИО:
1. Записать одноголосный диктант в объеме 8-ми тактов в тональности до 2-х ключевых знаков включительно. Время записи – 30 минут, диктант исполняется 10-12 раз. Используются простые размеры (2/4, 3/4), ритмические трудности в виде половинной ноты с точкой, четного деления длительностей, пунктирного ритма, простейших синкоп, групп с шестнадцатыми. Интонационные сложности ограничиваются диатоникой с использованием натурального и гармонического мажора и трех видов минора.

2. Спеть:
• Звукоряды ладов (натуральный мажор и три вида минора) и отдельные ступени в тональностях до 2-х ключевых знаков включительно;
• Простые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) в тональности;
• Главные трезвучия, D7 с обращением и разрешением в тональности;
• От данного звука вверх и вниз: простые интервалы; тритоны и характерные интервалы (ув.2 и ум.7) с последующим определением тональности и разрешением;
• От данного звука вверх и вниз мажорное и минорное трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучия; D7 с обращением и с последующим определением тональности и разрешением;
• Одноголосную мелодию с листа с тактированием в тональности до 1-го ключевого знака включительно в размерах 24, 34, 44. Мелодия основана на поступенном движении и небольших скачках с заполнением и содержит пунктирный ритм, простейшие синкопы, паузы.
3. Определить на слух:
• Звукоряды мажора (натуральный) и минора (3 вида), отдельные тетрахорды и ступени;
• Простые интервалы и аккорды вне тональности (все виды трезвучий, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды; D7 с обращением и VII7 с разрешением);
• Отдельные интервалы и аккорды в тональности (тритоны, ув.2 и ум.7, главные трезвучия и D7 c обращением, VII7 в основном виде);
• Небольшие интервальные (3 – 4 интервала) и гармонические последовательности (2 – 3 аккорда) в тональности.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА:
1. Знать принятые правила и знаки нотации, мажорные и минорные тональности до 4-х ключевых знаков включительно;
2. Строить и определять простые интервалы, включая тритоны и характерные (ув.2 и ум.7) от заданного звука и в тональности;
3. Строить от заданного звука вверх и вниз мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды, D7 с обращением, вводные септаккорды;
4. Строить в тональностях до 4-х ключевых знаков включительно главные трезвучия, D7 c обращением, вводные септаккорды.


© 2018 Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова